Трихология — наука о волосах
Кто же они?
Волосы — лучшее украшение человека, демонстрирующее его этническое происхождение, пол, тип личности, профессию. Они — яркая иллюстрацией невероятного разнообразия людей, населяющих нашу планету. С их помощью мы заявляем о своих вкусах, привлекаем окружающих, обретаем свою индивидуальность и неповторимость. Их символический язык, порой вычурный и сложный, а порой совсем незамысловатый, являет собой великолепную сцену, позволяющую увидеть многое, что происходит в жизни.
История интереса к волосам уходит в далекое прошлое.
На протяжении веков в разных культурах волосы символизировали свободу и бессмертие, веру и покровительство богов, источник силы и даже обитель для темных сил. Традиция наделила их способностью нести то, что во всех цивилизациях и эпохах считалось самым ценным и уважаемым в человеке — быть частичкой его души. И в архаичных обществах, и в наши дни их рост и развитие отождествляются с самим процессом жизни.
Египет
В древнем Египте было принято носить парики, которые были не просто аксессуаром, а своеобразной “визитной карточкой” владельца. Характерной чертой всех причесок того периода была строгость, четкость линий, за это они и получили названия “геометрических”.
По древнеегипетским понятиям, жизненная сила человека была сосредоточена в его волосах и их не удаляли при мумификации. Иероглифы повествуют о темноволосых фараонах, а в качестве окрашивающих средств применялась хна и уголь. В папирусе, найденном в Фивах (16 век до н.э) есть раздел, посвященный косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для окраски бровей, ресниц и для усиления волос. Для предотвращения седины применяли жир черных змей, кровь черных быков, яйца сорок и ворон. Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили рыбий жир и порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.
Греция
У древних греков был обычай приносить волосы в жертву при приеме в гражданство, во время свадебных и похоронных церемоний. По свидетельству античных историков, в знак печали стригли волосы не только женщины, но и мужчины. Гомер оставил описание, как дружинники Ахила бросали свои обрезанные волосы в погребальный костер Патрокла. А женщины после успешных родов отдавали богине Артемиде свой локон.
В стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами, и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. От природы греки имели прямые волосы черного цвета, вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к мелко помолотому рису и муке, в особо торжественных случаях к золотому порошку.
Рим
Перед вступлением в брак римские юноши и девушки оставляли пряди своих волос в храме Ипполита. Жертва волос богине Диане должна была обеспечить счастливый брак и рождение здорового потомства. Римские матроны, войдя в храм Истды, распускали свои волосы и пели хвалебные песни богине.
Римляне, на борту находящегося в море корабля не стригли и не расчесывали волосы, так как боялись, что накликают непогоду и ураган.
Парикмахерское искусство той эпохи достигло виртуозности, женские прически были замысловатыми. О них слагались стихи и писались злые эпиграммы. В моде была крутая завивка, которая затем еще и начесывалась. “Легче пересчитать желуди дуба, чем перечислить прически римлянок”.
На мистическую значимость волос указывают многие мифы. Древневосточные и античные боги чаще всего наделены длинными волосами. Косы богинь наподобие змей или потоков воды льются по их телам, падают на груди, внося энергию, творящую жизнь. Зевс, Юпитер, Аполон, а также ветхозаветные Давид и Самсон имели пышные волосы. Существовало представление, что волосы это аккумулятор духовной энергии, источник физического бессмертия. По античному мифу, владыка морей Посейдон, чтобы сделать своего потомка бессмертным, наделил его золотым волосом на голове, а влюбленная во врага его дочь, вырвав у отца волшебный волос, обрекла его на гибель. Ветхозаветный герой Самсон еще в материнском чреве был избран для служения Богу. Он дал обет назорейства,который, кроме аскетизма, требовал не стричь волосы. Именно в них заключалась невиданная сила Самсона. Но враги, узнав его секрет, подослали красавицу Далилу. Та обстригла спящего богатыря и сила оставила его.
Русалки – русые берегини, служительницы богини Роси – прародительницы русов, русских. Это существа, живущие в обоих мирах; посредницы между нашим миром и страной Чуров – Пращуров. Русалки – проводницы душ сородичей – русов туда и обратно, всегда имеют длинные роскошные волосы.
Вера в существование скрытой в волосах силы сохранялась и у средневековых христиан. В Германии давшие обет мести не стригли волосы, чтобы сохранить силу и оставаться физически неуязвимыми. Франкским королям с детства не стригли волосы, а если это случалось, то служило знаком отказа от престола.
С пострига начинается духовная жизнь тех, то решил уйти из мирской жизни. Жрецы древнеегипетской богини Исиды, индийские брамины и буддийские монахи брили себе головы. Этим они подчеркивали рабское подчинение божеству. В этом смысле стоит понимать тонзуру монахов и духовенства, которые оставляли венчик волос вокруг выстреженной макушки. Волосы связывали со светскими мыслями, и так как на верхушки головы они удалены, так и из души человека должны быть устранены все бытовые и далекие от религии помыслы.Кроме того, тонзура символизировала терновый венец Христа, а подражание Его жизни стало целью многих поколений верующих. Она зримо напоминала, что священнослужитель-это раб или ничтожный слуга Бога.
Во все времена побежденных и пленных ритуально хватали за волосы и брили наголо. Еще древние воины, отрезая волосы у побежденных, следовали принципу: «Постричь, чтобы подчинить». Истории известен случай, когда римский император Нерон приказал обрить наголо все свои иностранные легионы. Когда его спросили о причине такого приказа, он ответил: «Я не хочу, чтобы они самостоятельно мыслили! Я хочу, чтобы они только исполняли мои приказы!»
И какую страну не возьми всюду волосы – активные участники магических ритуалов. Колдуны Вуду использовали их, чтобы превратить человека в зомби. Индейцы, убившие врага, снимали с него скальп. А у Верховного Инка была сужанка, которая собирала и… проглатывала волосы повелителя.
Полагали, что в распущенных волосах ведьм скрывается помогающая им нечистая сила и, распуская их в день шабаша, они призывают силу, ловят ее. Когда ведьмы ночью при полной луне ведут хороводы с демонами, то их длинные волосы развеваются по воздуху, отравляют все окружающее пространство. А если ведьма задумала наслать на кого-то болезнь или несчастье, она подходит к его дому, распуская волосы и встряхивает ими особым образом. Ведьма колдует и когда расчесывает волосы. Делается это неспешно, аккуратно, разделяя их на пряди так приходят в порядок ее мысли и свершаться желания. Чтобы волосы не доставались злым силам их прятали под порогом дома или в дупле старого дерева. Армяне укладывали волосы в трещине церковной стены, чтобы после воскресения, отправляясь на страшный суд, забрать их с собой.
Волосы часто выполняли роль амулетов. В древнем царстве шумеров считалось, что волосы охраняют от нападения демонов. Средневековый рыцарь Роланд, будто бы владел особым мечом, в рукояти которого был помещен локон святого Дионисия. В некоторых культурах волосы и ногти замуровывали в стену и они служили оберегом.
Повсеместно живут поверья, будто борода обладает охранительными свойствами, поскольку в ней находят пристанище духи и божества. В Древней Руси говаривали: «борода дороже головы». Во времена известного в истории Петровского бунта, вызванного желанием Петра-I обрить всё мужское население, казнимые даже на лобном месте кричали: «Рубите наши головы, не троньте наши бороды»! Дернуть за бороду или, не дай Бог, плюнуть на неё, было настолько тяжелым оскорблением, что смыть его можно было только кровью. За вырванный в драке клок волос из бороды или усов брали огромный по тем временам штраф — 12 гривен — больше, чем за сломанную руку.
До сих пор особо почитается борода у мусульман. «Клянусь бородой Пророка!» — одна из самых серьезных их клятв.
Вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами, волосы олицетворяют женственность и мягкость. Несомненно, волосы – главная черта в образе женщины. Распущенные, они словно бесконечные нити, сеть, ловушка. Растрепанные, они скользят, спадают подобно волнам моря, ручьям, водопадам… И мужчина погружается, завороженный, в волосы русалки или сирены.
Загадочная, чувственная, становящаяся объектом фантазий и игры воображения – светлая, рыжая или темная шевелюра на протяжении всей истории человечества служила источником вдохновения для людей искусства. Прекрасные волосы пленяют художников, оживая под кистью живописцев, а поэты преподносят им неисчислимые богатства метафор.
“Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным” – писал о них современник эпохи Ренессанса.
За всю историю существования представления различных народов о красоте и цвете волос постоянно менялись. Люди научились создавать огромное количество причесок, придавая каждой свое значение. Благодаря прогрессу в средствах для окрашивания волос можно буквально за несколько минут создать любой их оттенок. Неизменным остается одно: здоровые и красивые волосы – значимая часть имиджа и уверенности в себе.
А бабушки и в наши дни не велят выбрасывать свои локоны, а просят закапывать их в земле, чтобы не попали в чужие руки, веря в то, что: “У кого влас, у того и власть…” И для приворотов и порчи современные ворожеи просят все те же волосы. Как знать, может и есть в этом доля истины?
Научные исследования волос долгое время были узкоспециализированными и носили фрагментарный характер. С определенными задачами их исследовали дерматологи, генетики, антропологи, судебные медики. Задачей же трихологии (науки, изучающей волосы) стало рассмотрение волос как единого целого с организмом, обобщение и систематизация накопленных знаний. Трихология является связующим звеном между теоретическими знаниями и практической помощью пациентам с патологией волос.
Являясь частью дерматологии, как самостоятельное направление, трихология развивается не так давно. В нашей стране ей серьезно стали заниматься несколько десятков лет назад.
Но спрос порождает предложения, и в последнее время это направление стремительно развивается. Открываются специализированные центры по лечению волос, растет рынок ухаживающих средств, в журналах систематически печатаются научные и популярные статьи. Да, универсального лекарства от облысения пока не найдено, но многие проблемы уже можно с успехом решать.